Проза

К списку
ПРОГУЛКА В АКАДЕМИЮ ХУДОЖЕСТВ
"Подобная «акварельность» свидетельствует о гармонии, которую обретает искусство при органичном сочетании всех компонентов, обнаруженных Батюшковым в образе Петербурга. В разрозненном виде эти компоненты он ищет на картинах в Академии. Здесь есть и апофеоз мастерства, ремесленничества (Егоров), и исторический символизм (конная скульптура Бальбуса и Петра I), и античность в слепках с римских оригиналов, и природа, и нравственность, и человек в мгновении Времени на портретах Кипренского и Уткина. Однако подобные образы оживают в искусстве, если художник проник в них умом и сердцем. Такова сверхзадача искусства, которую Батюшков-критик ставит перед художником. Понимая всю иллюзорность её достижения в рамках творчества одного художника, он отыскивает и поощряет отблески высшей гармонии в разных работах, вот почему в тексте почти нет оценочных суждений. Каждая работа – ступень к коллективной гармонии, которая возможна, и доказательство этому – Петербург, частью которого являются и картины, и художники, и сама Академия".