Глеб Шульпяков

На "Город Ё"

"Вот она — драма бесприютности, в которой детская мечта повидать мир превратилась в поиск дома, то есть в стремление ощутить время родным или себя родным во времени. Москва этим домом быть перестала, изменив своей фактуре, агрессивно уничтожая уютную старинность и общенародную открытость характера — знакомые автору-герою приметы. «Утрата» Москвы — метафора утраченного времени и его продолжающегося ускользания. Поэтому Москву в своих экзистенциальных переживаниях Шульпяков разделяет на реальную, «ненастоящую», ставшую руинами культуры («вслед за городом «слили” театр, кино и литературу») и другую, живущую в памяти детства, юности. Об этой второй Москве-времени автору-герою нередко напоминают совершенно чужие города в чужих странах, притом, казалось бы, в незначительных моментах: «В мечети много народу, идет молитва, праздничная. Снаружи, в палатках, разливают бесплатный чай, лежит сахар — обычный колотый и каленый. <…> Вкус каленого сахара — из детства <…>. Я вспоминаю, как мы готовили такой после школы…» Таким образом, путешествие — не самоцель, но следствие, желание всколыхнуть память и не замусорить ее современным столичным контекстом, и все — в одиночестве..."

Игорь ДУАРДОВИЧ. Мать-и-мачеха. УРАЛ 06.13

“Работа, которую на самом деле ведет Шульпяков в описываемых местах, — это выстраивание дистанций. Между собой и всем, что претендует на власть над человеком, будь то культура или религия, кухня или природа. Над его умом, волей и воображением. Это своего рода выработка свободы путем прививки — того, что на нее претендует. Задача странствий (и книги) сводится к тому, чтобы нащупать среди обстоятельств и впечатлений, среди чужого — главное, свое. И это свое — «я» человека. «Я» как условие всех восприятий и пониманий. Как залог внутренней свободы. Как единственная точка опоры, которая остается человеку в мире. В этом смысле очень показателен диалог, разыгравшийся между автором и велорикшей на дороге в Агру: « — Muslim? — спрашиваю его. — Hindu! You? — Честно говоря, он застиг меня врасплох. — Just watching, — говорю первое, что приходит в голову. И понимаю, что это — правда»”.

Ольга БАЛЛА. Just watching. Новая Газета 20.08.12

http://www.novayagazeta.ru/society/54047.html